Великая Пятница
В этот день вспоминаются суд Пилата над Христом, распятие и Крестная смерть Господа. Многие часы допроса, отречение близкого ученика, оставленность от близких, ложные обвинения на суде, издевательства, бичевание, багряница и терновый венец, заушения и оплевания, — все терпит Господь за спасение мира. Понтий Пилат мог освободить Иисуса, но, из опасений за свою карьеру, по требованию народа, наученного первосвященниками и фарисеями, согласился казнить Невиновного. Христос совершил свой Крестный путь на Голгофу и был распят вместе с двумя разбойниками. С этого момента Крест Христов становится средством спасения мира, оружием против диавола, хранителем всей вселенной.
Иисус, Сын Божий, умер на Кресте, Кровию Своею омывая людские грехи. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию», – говорится в церковном песнопении этого дня. В Евангелии от Иоанна сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). За несколько веков Бог предвозвещал эту великую тайну о страданиях Мессии Христа устами Своего пророка Исаии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Господь возложил на Него грехи всех нас, за преступления народа Моего претерпел казнь…» (Ис. 53: 3-6). «Христос умер за грехи наши, по Писанию», — свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15: 3). По Своему Божественному предведению Господь знал о предстоящем Ему Крестном пути и неоднократно говорил о цели Своего пришествия на землю Своим ученикам: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45). Желая исцелить человеческое естество, пораженное смертью после грехопадения первых людей, исправить их ослушание и гордыню, Сын Божий «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Флп. 2: 7-10). Крестная жертва Христа примирила людей с Богом, как пишет апостол Павел во многих своих посланиях: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5: 19).
Пришедшие в храм в этот день призваны задуматься о своем духовном состоянии: не бываем ли мы похожи на тех, кто предал Христа на распятие? Не ищем ли всюду врагов, не жаждем ли осудить своих ближних, жизнь которых нам не нравится? Не поступаем ли против совести и милосердия, добиваясь успешной карьеры либо иных благ? И главное – несем ли мы вслед за Христом данный нам Богом жизненный крест или ропщем, отталкиваем его?..
Литургия в этот день не совершается. На вечерне, совершаемой обычно около 15 часов, выносится Плащаница – икона положения Господа Иисуса Христа во гроб. Она символизирует полотно, в которое после смерти Спасителя на Кресте было завернуто Его бездыханное тело.
Вечером в пятницу, сняв с Креста пречистое тело Господа и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили Его в новом каменном гробе в саду Иосифа, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, Мария мать Иакова и Иосии, другие женщины – будущие жены-мироносицы.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не верили предсказанию и опасались, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых. Чтобы избежать этого, в субботу было испрошено разрешение Пилата на военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27: 57-66; Ин. 19: 39-42). Но тем самым они доставили истине Воскресения Христа лишь новое подтверждение.