Петров пост
В понедельник, 1 июля, у православных христиан начинается Петров пост, предшествующий дню памяти святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Петров пост, также, как и остальные три многодневных поста, – великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.
Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием. Как свидетельствует свт. Афанасий Великий, покаяние без поста бездейственно, также, как и пост без дел милосердия мертв.
О церковном установлении Петрова поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Пост этот утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены величественные храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в благодарность их великому служению.
О апостольском посте, свидетельствуют святые отцы 4 века – святители Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский. В частности, Лев Великий пишет, что «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа», а святитель Афанасий Великий описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за Св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище». Святитель Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.
Отвратить же это зло можно только милостью и постом».
Церковь Христова в лице святых Архипастырей призывает нас к этому посту ссылаясь на пример святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2Кор. 11:27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Это назидательный пример жизни людей, которые смертью своей засвидетельствовали истинность подвига за имя Божие, святость благовестия духоносных словес, нам даёт возможность и самим потрудиться для благовестия собственной души, для просвещения ее светом Христовым. Для людей нашего времени, говение в пище не представляет никакой трудности, особенно в Петров пост, время которого приходится на летнее.
Хоть нам и часто время поста физического представляется как время испытаний для организма и некого истощения сил, на самом деле приносит крепость и силы. Об этом явно учит христиан святитель Иоанн Златоуст «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились». И несмотря на огромный апостольский вселенский труд, никто из них не умер от голодного поста, но напротив поддерживаемые благодатным постом, они сделали, казалось бы человеческому разуму, невозможное просветили мир, Светом Божиим, Духом Святым.
Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных.
Вслед за учителями вселенной, святыми апостолами и святителями и нам следует, подражай их вере и жизни, соблюдать пост, дабы унаследовать Царство Христово.