День памяти блж. Ксении Петербургской
В день памяти блж. Ксении Петербургской в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского города Воронежа была совершена Божественная литургия.
Воскресное богослужение совершил иерей Максим Пантыкин.
Ксения Петербургская — всенародно чтимая святая Северной столицы. Часовня покровительницы Санкт-Петербурга не пустовала даже в дни советских запретов. А забор, ограждавший здание и зацементированную могилу Ксении Петербургской, не мешал приходить к ней в годы блокады.
Ее биография и выбранный путь служения был удивительной историей любви. Неудивительно, что блаженная Ксения стала покровительницей всех любящих, ищущих семью. Заступницей за детей и близких. Безусловная любовь к мужу сподвигла ее отречься от себя и положить душу за любимого.
Блаженная Ксения Петербургская родилась в 1-й четверти XVIII века. Поскольку она встала на путь юродства уже овдовев, о детстве и юности не сохранилось сведений, кроме отчества — Георгиевна.
Судя по статусу ее мужа, предполагают, что она была среднего социального слоя, возможно дворянского.
Молодая семья полковника Андрея Петрова жила на 11 линии (ныне — Лахтинская улица). Кроме военной службы, супруг Ксении состоял певчим при дворе. Срок их земного супружества длился всего 3 года.
Соперница в образе смерти посетила их семью так неожиданно, что мужу Андрею Федоровичу не удалось покаяться и причаститься. Ксении на тот момент было 26 лет.
Пришедшее горе и любовь к ушедшему мужу так сильно подействовали на молодую вдову, что она совершенно преобразилась. Вместе с мужем земная женщина умерла в ней, но родилась бессмертная супруга. На похоронах это преображение произошло буквально: переодевшись в одежды умершего мужа, вдова объяснила присутствующим, что хоронят жену Андрея — Ксению.
С этого момента Ксении предстоит пронести подвиг земного супружества одной за двоих.
По-монашески забыв свое прежнее имя, она откликается только на «Андрея Петрова». Ее постоянной одеждой становится мундир мужа. В знак его памяти, в дальнейшем Ксения сохранит даже цветовые предпочтения выбранной «формы» — зеленый и красный (военный костюм того времени состояла из зеленого камзола с красными манжетами).
Чтобы бытовая суета не мешала сосредоточиться на выбранном пути, Ксения подарила имущество бедным, а дом отдала нуждающейся подруге — вдове Прасковье Антоновой. Причем установила правило: отныне в этом доме всегда найдет приют и нищий, и бездомный.
Духовный меч, рассекающий родных на служение либо горнему, либо мирскому, коснулся и окружения Ксении. Нашим близким бывает трудно понять подвиг веры. Поэтому сразу за решением о раздаче имущества родственники и соседи попытались спасти добро. Для этого вдову отвели к начальству погибшего супруга, чтобы Ксению проверили на предмет психического здоровья. В беседе Ксения проявила себя совершенно адекватно, и родственникам осталось лишь наблюдать ее духовный рост и удивляться.
«Заступив» земное место мужа, Ксения как бы продолжила ратное дело: служа Богу и людям. В своей зелено-красной форме, часто босая, она странствует по городу, не принимая иной милостыни, кроме копеечки с «царем на коне»; не беря иной одежды, кроме простой красной кофты и зеленой юбки. И все отдавая таким же бедным нищим.
Днем ее часто видели в приходе храма им св. ап. Матфея, в бедных районах Санкт-Петербурга. Когда же из естественного беспокойства полиция проследила, где спит юродивая, выяснилось, что до самого рассвета Ксения простаивает на молитве.
Иные ночи блаженная несла необычный караул: тайно выручала строителей Троицкого собора. Работы задерживалась из-за сложностей с доставкой кирпича на леса. Неожиданно рабочие обнаружили, что кто-то потихоньку помогает поднять кирпич наверх, и даже аккуратно складывает. Незаметно проследив за стройкой в ночное время, строители с удивлением увидели усердие городской юродивой.
Подобными делами и молитвой Ксения около 40 лет будет «отрабатывать» жизнь мужа. Так о христианском распоряжении земным временем писал св. Григорий Богослов:
Живые отличаются от мертвых не только тем, что смотрят на солнце и дышат воздухом, но тем, что совершают что-нибудь доброе. Если они этого не исполняют, то… ничем не лучше мертвых.
Первоначально петербуржцы насмешливо относились к блаженной. Одним словом, как к городской сумасшедшей. Доставалось и от злых мальчишек, пока народ не почувствовал, что рядом с ними живет самоотверженная подвижница.
Несомненный дар прозорливости и добрые чудеса, происходящие по словам святой, потянули к ней людей. Началось традиционное для России народное почитание подвига юродства. Ее внимания ищут, к ней приводят детей, купец считал за счастье угостить блаженную едой именно из своей лавки.
О народном благоговении и долгой памяти служит и свидетельство литератора Гребенка. Он отмечал, что в 40-х годах XIX века одна из улиц петроградской стороны была названа в честь Андрея Петрова. Когда он уточнял у старожил о происхождении такого наименования, большинство рассказывало историю о святой вдове, некогда жившей тут, а потом взявшей имя мужа.
Примечательно, что источники названий других улиц жители знали мало, а память об этом месте сохранилась в народе. В Лахтенскую улица Андрея Петрова была переименована в 1877 году.
Полным самоотречением блж. Ксения стяжала дар прозорливости. Она неоднократно выручала горожан, предупреждая о бедах. Известно свидетельство Анны Анановой, как гостя в их семье, блаженная предупредила, что в дом ударит молния. И действительно, только благодаря предупреждению и своевременной подготовке, жильцам удалось спастись от случившегося пожара.
Как и у большинства великих блаженных, ее предвидение часто касалось важнейших событий для всей страны. Горожане вспоминали, как незадолго до кончины императрицы Елизаветы Петровны, перед Рождеством, юродивая советовала напечь блинов… Петербуржцы недоумевали, но вскоре действительно все в России замешивали поминальные блины.
Особо страшным было ее предвидение зловещего убийства императора Иоанна Антоновича. Блаженная плакала о нем, уверяя что реки наполнились кровью. Спустя некоторое время вся Россия узнала о совершенном злодействе.
Рассказы о помощи блаженной передавались по всему городу. Отмечали, что ее участие часто касалась вопросов любви, создания семьи и здоровья любимых. Самое известное чудо произошло со приятельницей Ксении Антоновой, которой блаженная отдала дом. У бедной вдовы не было детей, и Ксения чудесным образом подарила ей ребенка.
Войдя однажды в гости, она срочно отправила вдову к кладбищу, объяснив, что той послан сын. Удивленная женщина послушно кинулась по указанному адресу. Выяснилось, что на улице случилась трагедия: насмерть задавило беременную. Ребенка погибшей матери удалось спасти, и Антонова с радостью усыновила сироту.
Другой семье она подсказала где искать зятя — им оказался несчастный молодой вдовец, лежащий в глубоком обмороке на свежей могиле жены.
Много и других свидетельств о чудесах передавалось по городу, а после смерти ее слава пошла не только по всей России, но и миру.
Предполагают, что блаженная скончалась в начале 19 века (1794-1806). В воспоминаниях Анановой сообщается, что перед кончиной Ксения прощалась с друзьями, намекая, что скоро отправится в дальнее путешествие.
Некоторое время спустя блаженную обнаружили у дерева на Смоленском кладбище. Там же и похоронили. За гробом шло множество любивших ее горожан, и даже могильную землю моментально растаскивали по домам.
Святая и за гробом не оставляла помощи. Верующие приносили записки, многие исцелялись. Началось всенародное почитание.


