Петров пост
В понедельник, 20 июня, у православных христиан начинается Петров пост, предшествующий дню памяти святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Петров пост, также, как и остальные три многодневных поста, – великий духовный подвиг и первейшее выражение православного аскетического идеала. Пост воспевается в Триоди как благодать многосветлая, как оружие необоримое, как духовных подвигов начало, как прекрасная стезя для добродетелей, как пища для души, как источник всякого любомудрия, как нетленного бытия и равноангельного жития подражание, как матерь всех благ и добродетелей и как образ будущей жизни.
Как духовный подвиг истинный пост связан с непрестанной молитвой и искренним покаянием.
О церковном установлении Петрова поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти». Пост этот утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены величественные храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в благодарность их великому служению.
Мы должны упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.
Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков.
Церковь Христова в лице святых Архипастырей призывает нас к этому посту ссылаясь на пример святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2Кор. 11:27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Это назидательный пример жизни людей, которые смертью своей засвидетельствовали истинность подвига за имя Божие, святость благовестия духоносных словес, нам даёт возможность и самим потрудиться для благовестия собственной души, для просвещения ее светом Христовым.
Хоть нам и часто время поста физического представляется как время испытаний для организма и некого истощения сил, на самом деле приносит крепость и силы. Об этом явно учит христиан святитель Иоанн Златоуст «пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы почти всегда постились». И несмотря на огромный апостольский вселенский труд, никто из них не умер от голодного поста, но напротив поддерживаемые благодатным постом, они сделали, казалось бы человеческому разуму, невозможное просветили мир, Светом Божиим, Духом Святым.
Согласно православному Преданию, мера духовного совершенства — мера «полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и каждый, кто хочет ее достичь, должен соответственно ей подвизаться и возрастать. Именно поэтому аскеза и духовный подвиг в настоящей жизни не имеют конца, как и совершенство совершенных.
Вслед за учителями вселенной, святыми апостолами и святителями и нам следует, подражай их вере и жизни, соблюдать пост, дабы унаследовать Царство Христово.